/ Главная / Законодательная база / ЗАКОН УКРАИНЫ "О Всеукраинской переписи населения"
ЗАКОН УКРАИНЫ
О Всеукраинской переписи населения
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы подготовки и проведения Всеукраинской переписи населения (далее – Перепись населения), обработки, обобщения, распространения и использования ее результатов и регулирует отношения субъектов Переписи населения, определяет их права, обязанности и ответственность, устанавливает гарантии государства по защите конфиденциальной информации, полученной в процессе Переписи населения.
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение терминов
В настоящем Законе приведенные ниже термины употребляются в следующем значении:
домохозяйство – совокупность лиц, которые совместно проживают в одном жилом помещении или его части, обеспечивают себя всем необходимым для жизни, ведут общее хозяйство, полностью или частично объединяют и расходуют денежные средства. Эти лица могут находиться в родственных отношениях или отношениях свойства, не находиться в каких-либо из этих отношений, или быть и в тех, и в других отношениях. Домохозяйство может состоять из одного лица;
календарный план подготовки и проведения Переписи населения – перечень основных организационных мероприятий для каждого этапа работ по переписи населения с установлением сроков их выполнения и определением ответственных исполнителей;
Концепция технологии обработки данных Переписи населения – совокупность принципов и методов обработки данных Переписи населения, которые обеспечивают достоверность и конфиденциальность информации, надежность и точность выполнения работ в установленные сроки;
пользователь – юридическое или физическое лицо, использующее данные переписи населения;
метод Переписи населения – способ получения данных о населении;
Перепись населения – периодическое сплошное государственное статистическое наблюдение, включающее сбор демографических и социально-экономических данных, которые на установленную дату характеризуют численность и состав населения страны, а также обработку, обобщение, распространение и использование ее результатов;
переписной лист – бланк для записи ответов на указанные в нем вопросы программы Переписи населения;
переписная документация – совокупность бланков, заполняемых временным переписным персоналом в процессе подготовки, проведения Переписи населения и обработки ее результатов. К переписной документации относятся переписные листы, списки проживающих в помещении, справки о прохождении переписи населения и т. п.;
переписной инструментарий – переписная документация и инструктивные материалы, используемые в процессе подготовки и проведения Переписи населения, обработки, обобщения, распространения и использования ее результатов;
программа Переписи населения – перечень вопросов о характеристике физических лиц, домохозяйств, а также жилых помещений, в которых они проживают, по признакам, установленным специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области статистики;
программа разработки материалов Переписи населения – система группировок и комбинаций признаков, с помощью которых первичные (персональные) данные Переписи населения превращаются в совокупность сводных обезличенных и обобщенных величин, характеризирующих численность и состав населения;
респондент – физическое лицо, подлежащее опросу в процессе Переписи населения;
временный переписной персонал – специально подготовленные лица, привлекаемые к подготовке и проведению Переписи населения, обработке ее результатов на сроки, установленные Кабинетом Министров Украины.
Статья 2. Правовая основа Переписи населения
Правовой основой Переписи населения является Конституция Украины, Закон Украины “О государственной статистике”, настоящий Закон, законодательство Украины об информации и информатизации, иные нормативно-правовые акты, а также действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховным Советом Украины.
Статья 3. Цель и основания для проведения Переписи населения
Целью проведения Переписи населения является получение достоверных, объективных и целостных данных о разнообразных характеристиках населения страны в целом и по каждой административно-территориальной единице для информационного обеспечения управления и прогнозирования социально-экономического развития, а также разработки и реализации взвешенной государственной политики по вопросам народонаселения.
Основанием для проведения Переписи населения является решение Кабинета Министров Украины, которое принимается не позднее чем за 3 года до ее начала.
Статья 4. Субъекты Переписи населения
К субъектам Переписи населения относятся:
респонденты – граждане Украины, в том числе те, которые на установленную дату Переписи населения находятся за ее пределами, а также иностранцы и лица без гражданства, которые на установленную дату Переписи населения находятся на территории Украины;
временный переписной персонал и другие работники, привлекаемые к подготовке или проведению Переписи населения, обработке, обобщению, распространению и использованию ее результатов;
специально уполномоченные центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также другие юридические лица, их филиалы, отделения, представительства и т. п., привлекаемые согласно их компетенции к подготовке и проведению Переписи населения;
пользователи данных Переписи населения.
Раздел II
ПРОГРАММА И МЕТОД ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
Статься 5. Программа Переписи населения
Программу Переписи населения составляют основные первичные (персональные) данные, сбор которых осуществляется в процессе проведения Переписи населения.
Такими данными являются:
состав и родственные отношения членов домохозяйства;
пол;
возраст;
дата и место рождения;
семейное положение;
этническое происхождение;
языковые признаки;
гражданство;
образование;
источники средств существования;
занятость;
миграционная активность;
жилищные условия.
Приведенный перечень основных (персональных) данных Переписи населения может быть сокращен или расширен по решению Верховного Совета Украины.
Не подлежат включению в программу Переписи населения вопросы, ответы на которые содержат информацию, относящуюся к государственной или коммерческой тайне, не предназначенную для статистических целей или ущемляющую либо нарушающую права и свободы человека и гражданина.
Статья 6. Методы Переписи населения
Перепись населения осуществляется следующими методами:
обходом (непосредственным посещением) жилых домов и жилых помещений в других зданиях временным переписным персоналом и заполнением им переписной документации;
получением письменных (устных) ответов респондентов на вопросы согласно программе Переписи населения.
В порядке, установленном законом, могут быть применены также другие методы Переписи населения.
Заполнение переписной документации осуществляется на основании сообщений, полученных от респондентов без их документального подтверждения.
Статья 7. Основные методологически-организационные принципы проведения Переписи населения
Основными методологически-организационными принципами проведения Переписи населения являются:
регулярность и периодичность Переписи населения, что обеспечивает последовательность и сопоставимость получаемых результатов;
всеобщность и одномоментность переписи населения, что предусматривает охват опросом всех без исключения респондентов, на которых распространяется действие настоящего Закона, и получение от них данных по состоянию на единый установленный момент времени;
единство программы Переписи населения, а также методов её проведения и обработки результатов;
персонификация первичных данных Переписи населения, что означает получение информации непосредственно от конкретного физического лица, а также самоопределение респондентов по ответам на вопросы программы Переписи населения;
конфиденциальность первичных (персональных) данных Переписи населения, что предусматривает обеспечение их защиты в порядке, установленном законом;
централизованное руководство и координация всех работ, связанных с подготовкой и проведением Переписи населения, а также обработкой, обобщением, распространением и использованием ее результатов.
Исходя из основных методологически-организационных принципов проведения Переписи населения проект программы Переписи населения и переписной инструментарий разрабатываются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области статистики с учетом обобщенных предложений, поступающих от специально уполномоченных центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и других юридических лиц в пределах их компетенции, а также в соответствии с требованиями международных обязательств Украины.
Проект программы Переписи населения, переписной инструментарий, метод Переписи населения, основные организационные мероприятия по ее осуществлению, а также Концепция технологии обработки данных Переписи населения обрабатываются в процессе проведения пробных переписей населения в одной или нескольких административно-территориальных единицах в сроки, установленные Кабинетом Министров Украины. После обсуждения результатов пробных переписей населения и достижения согласованности со специально уполномоченными центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, соответствующими научными учреждениями, организациями программа Переписи населения и переписной инструментарий утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области статистики, которым также разрабатываются и утверждаются календарный план подготовки и проведения Переписи населения, метод Переписи населения, Концепция технологии обработки данных Переписи населения и программа разработки материалов Переписи населения.
Раздел III
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
И ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ, ОБРАБОТКА, ОБОБЩЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Статья 8. Полномочия органов, привлекаемых к подготовке и проведению Переписи населения, обработке, обобщению, распространению и использованию ее результатов
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области статистики осуществляет руководство всеми работами, связанными с подготовкой Переписи населения, обеспечивает проведение Переписи населения, кроме отдельных его категорий, а также обработку, обобщение, распространение и использование результатов Переписи населения.
В установленном, порядке и в определенные сроки специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции осуществляют:
подготовку и проведение переписи военнослужащих, лиц, находящихся в местах лишения свободы, лиц, находящихся на закрытых территориях, и т. п.;
перепись граждан Украины, которые в период проведения Переписи населения находятся за ее пределами, в том числе работают в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Украины, членов их домохозяйств;
перепись лиц, постоянно находящихся в учреждениях здравоохранения и учреждениях социального назначения.
Специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции обеспечивают:
выделение необходимых материально-технических ресурсов, предусмотрение целевого выделения средств в расходах проекта Государственного бюджета Украины, финансирование работ, связанных с проведением Переписи населения в течение всего срока их выполнения;
в установленном порядке и в определенные сроки необходимым количеством картографических материалов;
создание безопасных условий работы временного переписного персонала и сохранение переписной документации;
содействие комплектованию временного переписного персонала лицами из числа неработающего населения, которые зарегистрированы в органах службы занятости как ищущие работу;
бесперебойную приемку и срочную доставку грузов, предназначенных для осуществления подготовки и проведения Переписи населения, обработки ее результатов;
гарантированное обеспечение проездными билетами, лиц, осуществляющих подготовку и проведение Переписи населения;
в установленном порядке и в определенные сроки создание надлежащих условий для переписи пассажиров в поездах и междугородных автобусах дальнего следования, международных туристских автобусах независимо от их ведомственного подчинения, на судах, на железнодорожных, речных и морских вокзалах, пристанях, автобусных станциях и в аэропортах;
бесперебойную работу телефонной связи и внеочередной прием и доставку почтово – телеграфной корреспонденции, посылок, бандеролей и электронной почты, необходимых для осуществления подготовки и проведения Переписи населения, обработки ее результатов. Все указанные отправления обрабатываются в порядке, установленном для правительственных почтово-телеграфных отправлений;
специальное тематическое информирование с целью привлечения внимания общественности к Переписи населения.
Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обеспечивают: определение и уточнение перечня и границ городских населенных пунктов и упорядочение в них названий улиц, переулков и т. п., нумерации кварталов, домов и квартир;
проведение проверки правильности и полноты учета населения;
временный переписной персонал и других работников, привлеченных к подготовке и проведению переписи населения и обработке ее результатов, помещениями, оборудованными необходимой мебелью и инвентарем, а также средствами связи, транспорта и т. п.;
содействие в отборе и обучении временного переписного персонала.
С целью координации действий специально уполномоченных центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также других юридических лиц, их филиалов, отделений, представительств и т. п., привлекаемых согласно их компетенции к подготовке и проведению переписи населения, Кабинет Министров Украины создает Межведомственную комиссию содействия Переписи населения под председательством вице-премьер-министра Украины.
Соответствующие комиссии создаются на всех уровнях административно-территориального устройства страны. Возглавляют эти комиссии заместитель Председателя Совета министров Автономной Республики Крым, заместители руководителей местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Статья 9. Временный переписной персонал
Для подготовки и проведения Переписи населения и обработки ее результатов привлекается временный переписной персонал граждане Украины, достигшие 18 лет, из числа работающего и неработающего населения.
За лицами, которые привлекаются с их согласия к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением Переписи населения и обработкой ее результатов, сохраняется средний заработок по месту основной работы или стипендия по месту учебы на сроки, устанавливаемые Кабинетом Министров
Украины для выполнения таких работ.
Выполнение работ, связанных с подготовкой и проведением Переписи населения и обработкой ее результатов, лицами из числа неработающего населения, которые зарегистрированы в службе занятости как ищущие работу, считается как выполнение оплачиваемых общественных работ. За такими лицами на период подготовки и проведения Переписи населения и обработки ее результатов сохраняются статус безработного и выплата пособия по безработице.
Порядок оплаты труда временного переписного персонала определяется Кабинетом Министров Украины.
Лицам, привлекаемым к подготовке и проведению Переписи населения, выдаются соответствующие удостоверения.
Статья 10. Финансирование работ, связанных
с подготовкой и проведением Переписи населения, обработкой, обобщением, распространением и использованием ее результатов
Финансирование работ, связанных с подготовкой и проведением Переписи населения, обработкой, обобщением, распространением и использованием ее результатов согласно статьям 8 (кроме абзацев второго и третьего части четвертой) и 9 настоящего Закона, осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины, а согласно абзацам второму и третьему части четвертой статьи 8 настоящего Закона за счет средств местных бюджетов.
Кабинет Министров Украины. утверждает мероприятия по материально-техническому и финансовому обеспечению подготовки и проведения Переписи населения, обработки, обобщения, распространения и использования ее результатов.
Для выполнения комплекса работ, связанных с проведением Переписи населения, может использоваться техническая и материальная помощь, а также средства международных организаций, иностранных государств, объединений граждан, других юридических и физических лиц в порядке, установленном законодательством.
Раздел IV
ОСНОВНЫЕ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 11. Основные права и обязанности респондентов
Респонденты имеют право:
знать, какие первичные (персональные) данные о них собираются в процессе Переписи населения, с какой целью они собираются, как, кем и с какой целью используются;
ознакомиться с записями в переписных листах и иной переписной документации, которые содержат информацию о данном лице;
требовать от временного переписного персонала предъявления соответствующего удостоверения. В случае отказа в таком предъявлении они не обязаны давать ответы на вопросы, предусмотренные программой Переписи населения.
Респонденты обязаны бесплатно в полном объеме по установленной форме и в определенные сроки представить достоверные первичные (персональные) данные, предусмотренные программой Переписи населения.
Статья 12. Основные права и обязанности временного переписного персонала, других работников, привлеченных к подготовке и проведению Переписи населения, обработке, обобщению, распространению и использованию ее результатов
Временный переписной персонал и другие работники, привлекаемые к подготовке и проведению Переписи населения, обработке, обобщению, распространению и использованию ее результатов, имеют право:
в процессе проведения Переписи населения в течение срока, установленного специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области статистики, посещать жилые дома и жилые помещения в других зданиях с целью выполнения возложенных на них обязанностей;
на оплату труда за выполнение работ, связанных с подготовкой и проведением Переписи населения, обработкой, обобщением, распространением и использованием ее результатов.
Временный переписной персонал и другие работники, привлекаемые к подготовке и проведению Переписи населения, обработке, обобщению, распространению и использованию ее результатов, обязаны перед началом опроса предъявить респонденту соответствующее удостоверение;
качественно и в установленные сроки выполнять работы в соответствии со своими полномочиями;
в процессе опроса безусловно придерживаться перечня вопросов, установленных программой Переписи населения, и точно передавать их содержание;
четко и достоверно записывать данные, сообщаемые респондентом, не допускать искажения их содержания;
неукоснительно придерживаться требований о запрете сообщать кому-либо, кроме респондента, содержание заполненной о нем переписной документации.
Статья 13. Основные права и обязанности специально уполномоченных центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также других юридических лиц, их филиалов, отделений, представительств и т. п., привлекаемых согласно их компетенции к подготовке и проведению Переписи населения
Специально уполномоченные центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также другие юридические лица, их филиалы, отделения, представительства и т. п., привлекаемые согласно их компетенции к подготовке и проведению Переписи населения:
имеют право принимать участие в обсуждении и решении вопросов, связанных с подготовкой и проведением Переписи населения;
обязаны в установленные сроки и в полном объеме выполнять работы, предусмотренные нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины и календарным планом подготовки и проведения Переписи населения.
Статья 14. Основные права и обязанности пользователей данных Переписи населения
Пользователи имеют право на получение сводных обезличенных данных Переписи населения.
Пользователи-респонденты имеют право на свободный и бесплатный доступ к данным Переписи населения, касающимся их лично.
При использовании данных Переписи населения пользователи обязаны ссылаться на их источник.
Статья 15. Ответственность субъектов Переписи населения
Лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут ответственность, предусмотренную законами Украины.
Должностные лица центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работники других юридических лиц, их филиалов, отделений, представительств и т. п., привлекаемые к подготовке и проведению Переписи населения, обработке, обобщению, распространению и использованию ее результатов, несут ответственность согласно законам Украины.
Раздел V
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 16. Защита первичных (персональных) и других данных, полученных в процессе проведения Переписи населения
Первичные (персональные) и другие данные, полученные в процессе проведения Переписи населения, являются конфиденциальной информацией, охраняемой законом. Записи в переписной документации, касающиеся респондента, не подлежат распространению без его согласия и используются лишь для статистических целей в сводном обезличенном виде.
Первичные (персональные) данные Переписи населения не могут быть истребованы судом, органами прокуратуры, другими органами для изучения и использования в виде доказательств при рассмотрении гражданских и уголовных дел.
Заполненные переписные листы, другая переписная документация, содержащая первичные (персональные) данные, подлежат архивному хранению в недоступных для неуполномоченных лиц помещениях не менее двух лет, а первичные (персональные) данные в виде электронного документа не менее десяти лет. По истечении указанных сроков указанная переписная документация подлежит уничтожению в установленном порядке.
Статья 17. Распространение результатов Переписи населения
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области статистики, его территориальные органы обеспечивают распространение основных результатов Переписи населения на бумажных, магнитных и иных носителях информации или в электронном виде в соответствии с программой разработки материалов Переписи населения.
Статья 18. Обеспечение пользователей данными Переписи населения
Порядок и условия доступа пользователей к данным переписи населения определяются Законом Украины “О государственной статистике”.
Кабинет Министров Украины определяет перечень пользователей, которых специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области статистики, его территориальные органы обеспечивают сводными обезличенными данными Переписи населения бесплатно в соответствии с планом государственных статистических наблюдений и в пределах средств, выделенных на указанные цели из Государственного бюджета Украины.
Предоставление пользователям по их запросам сводных обезличенных данных Переписи населения на платной основе осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Раздел VI
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Кабинету Министров Украины:
представить в Верховную Раду Украины предложения о внесении изменений в законы Украины, вытекающих из настоящего Закона;
обеспечить принятие нормативно-правовых актов, направленных на исполнение настоящего Закона;
привести в соответствие с настоящим Законом свои нормативно-правовые акты;
обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными и местными органами исполнительной власти принятых нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Президент Украины Л. КУЧМА
г. Киев,
19 октября 2000 года
№ 2058-Ш
|